АВТОМАТИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ МНиБ. РЕАЛИЗАЦИЯ CALS-ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ МНиБ
Рассмотрим автоматизацию разработки и эксплуатации в двух аспектах: автоматизация разработки и эксплуатации собственно МНиБ и автоматизация формирования МНиБ в рамках традиционных систем автоматического проектирования систем самолета.
Основные задачи Системы по этапам жизненного цикла самолета заключаются в следующем.
1. На этапе разработки самолета осуществляется:
• создание модели надежности и безопасности (МНиБ) самолета и его составных частей на этапе разработки;
• формирование баз данных МНиБ;
• определение (с использованием расчетов, моделирования, испытаний) параметров МНиБ;
• определение допустимых методов эксплуатации агрегатов и систем, подготовка информационных каналов отслеживания и коррекции МНиБ.
2. В процессе серийного производства осуществляется отслеживание облика каждого отдельного самолета в серийном производстве и коррекции МНиБ.
3. В процессе эксплуатации для поддержания летной годности и обеспечения эффективности эксплуатации осуществляется:
• обработка эксплуатационной информации в качестве обратной связи для МНиБ;
• определение динамики эксплуатационных параметров МНиБ, корректировка МНиБ;
• определение зависимости параметров МНиБ от наработки парка и "возраста" (летные часы, посадки, календарь) отдельных самолетов;
• контроль и коррекция установленных методов эксплуатации агрегатов и систем;
• установление допустимых с позиции отказобезопасности ресурсов и сроков службы агрегатов и систем;
• отслеживание выполнения доработок по бюллетеням.
4. На всех этапах осуществляется:
• корректировка и пополнение баз данных МНиБ для подготовки принятия решений о необходимости коррекции в процессах разработки, производства и эксплуатации;
• формирование на базе МНиБ доказательной (в соответствии с нормами летной годности, ТЗ, ГОСТ и т. д.), конструкторской и эксплуатационной документации (отчеты, акты, разделы РЛЭ и РО, перечень минимального оборудования, перечень особо ответственных агрегатов и др.).
Таким образом, Система на основе МНиБ осуществляет информационное обеспечение для формирования и поддержания свойств надежности и безопасности полета на всех этапах жизненного цикла самолета. Функционирование Системы естественным образом вписывается в концепцию CALS-технологий (Continuous Acquisition and Life cycle Support), которые предусматривают непрерывное информационное сопровождение изделия на всех этапах его существования на основе единых моделей.